Святые братья Флор и Лавр — издавна почитаемые в народе раннехристианские мученики, жившие во II веке. Они были родом из Византии, однако переселились в Иллирию (римскую провинцию на западе Балкан). Они слыли искусными каменотёсами, а потому были приставлены следить за строительством нового языческого храма. Флор и Лавр не оставляли себе ни гроша из жалования — всё раздавали бедным, проповедуя им и своим сотоварищам-каменщикам учение Христово. Многие вняли их проповеди, особенно после чудесного исцеления юноши-язычника. Сам юноша и его отец, языческий жрец, также уверовали. Когда строительство храма было окончено, братья собрали единоверцев и сокрушили идолов, предназначавшихся для этого храма, утвердив на своём творении крест. Все участники этого события были немедля схвачены, а братьев, как зачинщиков, отправили к иллирийскому наместнику. Флор и Лавр пытались проповедовать и ему, но вскоре были казнены. Мучеников сбросили в пустой колодец и засыпали сверху землёй. Святые известны и своими посмертными чудесами — они останавливали падёж скота, а однажды явились пастуху, потерявшему свой табун, и помогли найти коней. Этот сюжет широко представлен в их иконографии. День памяти Святых Флора и Лавра — 31 (18 по ст.ст.) августа.
Данная храмовая икона изображает сцену, известную как «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре». Такая иконография Святых впервые появляется на новгородском образе конца XV века. В верхней части изображён архангел Михаил, вручающий поводья коней братьям Флору и Лавру. Изображение архангела необычно тем, что у него чёрные крылья. Однако спереди они расписаны сияющими пробелами, а сзади подсвечены ещё одной, золотой парой крыльев. В руках у архангела — поводья от двух коней, чёрного и белого. По сторонам от него, повернутые в три четверти, стоят Флор и Лавр. Их руки раскрыты «ладонью праведника» (символ духовной чистоты), головы чуть склонены к архангелу. Их одежды, синие и алые с золотом, напоминают о праведной жизни и мученической кончине Святых, а также повторяют одеяние архангела Михаила. Головы архангела и мучеников увенчаны золотыми нимбами, а их фигуры парят над горами, причём Флор и Лавр почти касаются сёдел врученных им коней. Ниже изображены всадники, три пастуха, гонящие табун на водопой — двое рядом, один чуть в стороне. Их имена — Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп — означают по-гречески «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем». По преданию, три пастуха тоже были братьями — вначале язычниками, но затем уверовавшими — и приняли мученическую смерть. Головы братьев-пастухов, помимо золотых нимбов, увенчаны фригийскими шапочками. Упустив однажды свой табун, они взмолились о помощи Святым Флору и Лавру, а те, в свою очередь, снискали заступничество Архистратига Михаила. Иконография этого образа отражает единство Божьего мира: смертный человек может воззвать к Святым, завершившим свой земной путь, а к мольбам Святых склоняют свой слух Силы Небесные. Кони, найденные и пригнанные на водопой — белые, чёрные, красные и голубовато-серые — пьют из волн реки в окружении цветущих деревьев оазиса. Кони изображены одновременно в динамике и в покое, символизируя бег, устремление всего земного и преходящего к вечному, Небесному. Фон икона и поля — золотые, символизирующие благодать и прославление мучеников в вечности. По краю полей и по нимбам Святых идёт киноварная опушь.
Святые братья-мученики Флор и Лавр издавна почитаются на Руси как покровители лошадей. Им молились о добром приплоде, об обильных кормах, о защите стад от хищных зверей и болезней. Церковный праздник — Фролов день — широко отмечался в народе, с ним было связано множество традиций и примет. Однако считается, что Святые оберегают не только коней, но и всех Божьих тварей. Поэтому Флор и Лавр покровительствуют труду ветеринарных врачей и заботам всех, кто печётся о своих домашних животных.