Воскресение Господне — значительнейшее событие библейской истории и величайший праздник для всех верующих. Он, воплощающий спасение и надежду всего человеческого рода, заместил собой ветхозаветную Пасху, отмечавшуюся в честь избавления иудейского народа. Светлое Христово Воскресение празднуется в ближайший воскресный день после полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта).
События, связанные с Воскресением, подробно описаны у евангелистов и в раннехристианских апокрифах. Расходясь в некоторых деталях, все описания сходятся в следующем: жёны-мироносицы, отправившиеся по окончании субботы (иудейского шаббата) умастить тело Иисуса благовоньями, нашли пещеру раскрытой и пустой. Ангел возвестил женщинам, что Христос воскрес, они же поведали об этом апостолам. Первыми к Гробу Господню прибежали Пётр и Иоанн — и нашли лишь погребальные пелены. Ученики Иисуса не сразу уверовали в чудо, но Спаситель являлся им несколько раз до Вознесения.
В православной традиции иконография Воскресения тесно связана с сюжетом Сошествия во ад. Она основана на тексте апокрифа, написанного Никодимом во II веке. Согласно этому тексту, «в час полуночи» для всех ветхозаветных праведников в аду воссиял свет. Тем временем Сатана, обращаясь к аду, рассказывает о распятом Иисусе и велит «крепко держать Его», когда тот придёт. Затем раздаётся громоподобный голос, велящий «князьям тьмы» открывать врата. Демоны ада замыкают врата крепче, но Спаситель сокрушает врата ада и выводит оттуда праотца Адама, праматерь Еву и томившихся в аду праведников.
В данной иконе Воскресения Господня воплощены древние традиции изображения этого сюжета. Наиболее близка композиция иконы к образу Дионисия (начало XVI века). В центре помещается фигура Христа в белом одеянии, свидетельствующем о святости и Божественном начале. На руках и ступнях Христа видны стигматы — следы распятия, Его голову венчает крестчатый нимб. Спаситель окружён мандорлой, образованной синими концентрическими овалами. Её синеву пронизывают золотые лучи, выполненные в технике ассиста, и звёзды — всё это подчёркивает символику мандорлы: Божественность, сияние славы. Христос попирает ногами сокрушённые врата, лежащие крестом. Тем самым подчёркивается, что Он «смертию смерть попрал». Внизу, в зияющей бездне (изображение ада — почти исключительный случай использования чёрного цвета в иконописи), разбросаны обломки запоров и засосов, воздвигнутых демонами ада. По сторонам от Спасителя на коленях стоят Адам и Ева, смиренно простирающие к Нему руки. Христос держит обоих за запястья, «воздвигая» их из ада. За спиной Адама стоят ветхозаветные цари — Давид и Соломон — оба увенчанные нимбами и коронами. За спиной Евы — её сын, невинно убиенный Авель, первый из мучеников и гонимых праведников, а также Святой Иоанн Креститель, Предтеча Господень, со свитком в руке. Композицию венчают вершины гор и сегмент небес на самом верху. Икона написана на золотом фоне, на доске арочной формы.