Воздвижение Креста Господня — праздник из числа Владычных двунадесятых, то есть тех, в дни которых прославляется Спаситель. Название праздника связано с древним богослужебным обрядом, во время которого священник троекратно поднимал над собой («воздвигал») крест, чтобы он был виден всей пастве. В честь Воздвижения Креста Господня освещались многие храмы и монастыри. Этот праздник отмечается Православной церковью 27 (14 по ст.ст.) сентября.
Праздник был установлен в память об обретении Креста, на котором был распят Христос. Его, вместе с двумя другими крестами, нашли в Святой Земле императрица Елена (мать Святого царя Константина) и Макарий, святитель Иерусалимский. Обретение подлинного Креста Господня ознаменовалось чудесами: он исцелял больных и, согласно преданию, воскресил умершего. Именно поэтому он был назван «Крестом Животворящим». Святая Елена основала множество обителей в местах, описанных в Новом Завете. Некоторые из обретённых там реликвий она увезла с собой в Константинополь. По приказанию Константина Великого на месте Гроба Господня и Голгофы было начато строительство храма Воскресения. На строительство ушло десять лет, и царица Елена скончалась раньше, чем храм был освещён. Освящение состоялось в 335 году, 13 сентября, а следующий за ним день был объявлен праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Триста лет спустя Крест был похищен персами, захватившими Иерусалим, но возвращён после окончания войны. С тех пор во время праздника Воздвижения вспоминают и возвращение Святого Креста.
Данная храмовая икона Воздвижения Креста Господня создана на основании старинного образа. Впервые такая иконография праздника появляется на новгородской таблетке XV века и проходит через века иконописного искусства практически неизменной. В центре композиции — святитель Макарий в епископских одеждах, воздвигающий над головой Крест Господень. Также в его руках зажаты зелёные ветви, символизирующие вечную жизнь, Воскресение. Величавый семикупольный храм Воскресения высится за спиной у епископа, однако подразумевается, что действие происходит внутри него. Старцу Макарию помогают два диакона со свечами в руках, облачённые в светлые одежды. Трое священнослужителей отделены от остальных фигур на иконе полукруглой золотой кафедрой со светочами по краям. По бокам от кафедры, под симметричными арками, стоят император Константин и его мать, Святая равноапостольная царица Елена. Их богатые одежды сияют пробелами, головы увенчаны нимбами, а руки обращены к Кресту «ладонью праведника». Хотя ни Константин, ни Елена не присутствовали при Воздвижении, их роль в этом событии так велика, что увековечена на иконах. Ниже волнуется «море людское»: женщины и мужчины, дети на руках у взрослых, богатые горожане, служители церкви, верующие из восточных земель (в островерхих колпаках). Однако всё это многоликое, разнородное собрание объединено яркими, праздничными цветами одежд, а ещё больше — восхищенной радостью, написанной на ликах. Эта «радость всех земнородных» пронизывает всё пространство иконы. Она отражена и в золотом фоне, свидетельствующем о прославлении в вечности и Божией благодати, и в ярком живописном орнаменте на полях иконы. Образ будто воплощает слова Святого Андрея Критского о празднике Воздвижения: «Крест воздвигается, и все верные стекаются; Крест воздвигается, и град торжествует, и народы свершают празднество».