Однако и после канонизации лика при написании икон Спасителя еще встречались разночтения.
Только к IX в. окончательно утвердилось изображение на иконах Христа Спасителя в виде человека средних лет, с классическими чертами лица, прямым носом, светлыми глазами, усами и небольшой, слегка раздвоенной бородой, темно русыми волосами, расчесанными на прямой пробор и спускающими по плечам прядями. Именно такой образ и утвердился как канон для иконы Спасителя Иисуса Христа. Отличительной особенностью иконографии Христа стал также крестчатый нимб, символизирующий крестную жертву Спасителя.
На полуфигурных и ростовых иконах Христа Спасителя правая рука изображается в жесте благословения, в левой руке Спаситель держит книгу - закрытую или раскрытую с цитатой из Евангелия: благословение и книга — символы служения Христа как Сына Божия и Спасителя, принесшего Благую Весть.
Икона отражает веру Церкви в Иисуса Христа как Богочеловека, иконография выражает это через цвет одежд Христа - на иконах Спаситель предстает в красном хитоне (нижняя одежда) и синем гиматии (верхний плащ): красный цвет символизирует человеческую Его природу, синий — Божественную; часто на правом плече хитона можно видеть золотую полосу (клав) — знак царского достоинства.
Иконы Христа Спасителя не допускают вольности и могут:
-
Изображать только канонический лик Иисуса Христа
-
Представлять Спасителя в поясном виде или в рост, встречаются оглавные и оплечные изображения
-
Изображать Христа не только во взрослом возрасте, но и как Младенца или Отрока, а также в ангельском образе.