Богородица часто изображается на престоле как Царица Небесная. Такой образ возник в православном искусстве по аналогии с тронными иконами Христа-Пантократора (Спас на престоле). Примечательно, что иконография Пресвятой Богородицы даже обширней и многообразней, чем иконография Христа. Искусствоведы, специалисты по иконописи, выделяют не менее 400 вариаций икон Божьей Матери. Однако все великое многообразие богородичных иконы может быть сведено к трём базовым иконографическим типам.
Три основных иконографических варианта изображений Божьей Матери соответствуют важнейшим добродетелям христианства: вера (Знамение), надежда (Одигитрия) и любовь (Умиление). Четвертый, вспомогательный тип — это акафистные иконы Божьей Матери, они появились гораздо позже, в XVI-XVII вв.
Образы Богородицы Знамение считаются наиболее богословски насыщенными, так как в них раскрывается величайшая из тайн православия — тема Боговоплощения. Сокращенный и усеченный иконографический вариант Знамения — Оранта (Молящаяся).
В символике образа Одигитрии («Путеводительницы») заложено представление о том, что Заступница указывает нам тернистый, но верный путь ко Христу. В следовании от падения к спасению и от смерти — к вечной жизни, Она — наша Покровительница и Помощница. Явившись мостом для прихода в мир Спасителя, Пречистая Дева становится мостом для нас на пути к Нему.