Святая Троица
На заказ
В наличии
Рассчитать стоимость работы
Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Иконы Святой Троицы традиционно помещаются в центре верхнего, праотеческого ряда иконостаса, напоминая о явлении праотцу Аврааму трёх ангелов. Данная икона Троицы входит в состав иконостаса одного из храмов Иоанно-Богословского женского монастыря в Архангельской области.
Пресвятая Троица — это единство в трёх лицах Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Бог Сын, согласно догматам церкви, рождается от Бога Отца, Святой Дух предвечно исходит от Него, сам же Бог Отец не рождается и не исходит ни от кого. Бог, единый в трёх лицах, всеблаг, вездесущ — и незрим. Событием, являющим миру действие всех трёх ипостасей Троицы, стало Сошествие Святого Духа на апостолов. В тот день сбылось обещание, которое Спаситель дал своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Иоан. 14:16-17). По просьбе Бога Сына, волею Бога Отца на апостолов снизошёл Святой Дух. Именно поэтому праздник Пятидесятницы (восьмое воскресенье после Пасхи) более известен как день Святой Троицы.
Сущность Святой Троицы — одна из непостижимых богословских тайн, а потому можно себе представить, сколь огромен был духовный труд иконописцев, перед которым стояла задача изобразить триединство Бога. Создание иконы становилось частью познания, приближения к тайне Божественного бытия. Поэтому среди дошедших до нас икон Троицы есть образы неизмеримой духовной глубины, такие, как «Троица» преподобного Андрея Рублёва. Иконография этого и ряда других образов опиралась на библейский текст, описывающий встречу праотца Авраама с Господом, явившемся ему в образе трёх мужей. Такой иконографический тип был назван «Ветхозаветной Троицей» или «Гостеприимством Авраама». Согласно Ветхому Завету, Авраам, которому было предречено стать отцом великого народа, долго не имел детей от своей жены Сарры. Тогда, возле дубравы Мамре, ему явились три мужа, и Авраам, признав Господа и воззвав к ним, как к единому целому, пригласил их в свой шатёр. Там, за трапезой, Господь обещал Аврааму, что у Сарры будет сын, что вскоре и сбылось.
При создании данной иконы Святой Троицы мастера опирались на знаменитый образ кисти преподобного Андрея Рублёва. На этом изводе, в отличие от более ранних, отсутствуют Авраам и Сарра, а также многие детали их гостеприимства — таким образом, внимание молящегося сосредотачивается на фигурах трёх ангелов, сидящих вокруг стола. Златокрылые ангелы, похожие друг на друга, но не тождественные, не изображают Святую Троицу буквально, но символизируют её. Вокруг их голов, увенчанных золотыми нимбами, вьются тороки (слухи), через которые они слышат волю Божью, а в руках каждый из них держит посох, знак силы и атрибут посланника. Ангел, сидящий между двух других и чуть выше их, представляет Бога Сына. Его одежды подобны одеждам Спасителя — пурпурный хитон с золотым клавом (символом царственности) и синий гиматий. Его фигура развернута к правому (от нас) ангелу, но лицо обращено к левому, символизирующему Бога Отца. Через розовый, как перламутр, цвет его одежд, проступает небесно-голубой цвет. Благословляющий жест его десницы указывает на стоящую в центре стола чашу с головой тельца. Этот знак Авраамова гостеприимства трактуется как предвестие крестной жертвы Агнца, а также как чаша Евхаристии. Безмолвный диалог ангелов заключает в себе благословение Отца на жертву и кроткое согласие Сына. Сидящий по другую руку от Бога Сына ангел представляет собой Святой Дух, Дух Утешитель, вторящий движениям и Отца, и Сына. Его лик, обращённый в чаше с агнцем, печален, но лазурно-зелёные цвета одеяния символизируют вечную жизнь.
Пейзаж на золотом фоне иконы также несёт символическую нагрузку — каждая из его деталей помещается строго над головой одного из трёх ангелов. Изображение Авраамова дома над головой Бога Отца символизирует Его творящую силу, создавшую мир. Мамврийский дуб над головой Спасителя — аллегория вечной жизни, Воскресения после крестной жертвы. Гора же трактуется как символ «восхищения духа», то есть духовного восхождения спасённого человечества.
Пресвятая Троица — это единство в трёх лицах Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Бог Сын, согласно догматам церкви, рождается от Бога Отца, Святой Дух предвечно исходит от Него, сам же Бог Отец не рождается и не исходит ни от кого. Бог, единый в трёх лицах, всеблаг, вездесущ — и незрим. Событием, являющим миру действие всех трёх ипостасей Троицы, стало Сошествие Святого Духа на апостолов. В тот день сбылось обещание, которое Спаситель дал своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Иоан. 14:16-17). По просьбе Бога Сына, волею Бога Отца на апостолов снизошёл Святой Дух. Именно поэтому праздник Пятидесятницы (восьмое воскресенье после Пасхи) более известен как день Святой Троицы.
Сущность Святой Троицы — одна из непостижимых богословских тайн, а потому можно себе представить, сколь огромен был духовный труд иконописцев, перед которым стояла задача изобразить триединство Бога. Создание иконы становилось частью познания, приближения к тайне Божественного бытия. Поэтому среди дошедших до нас икон Троицы есть образы неизмеримой духовной глубины, такие, как «Троица» преподобного Андрея Рублёва. Иконография этого и ряда других образов опиралась на библейский текст, описывающий встречу праотца Авраама с Господом, явившемся ему в образе трёх мужей. Такой иконографический тип был назван «Ветхозаветной Троицей» или «Гостеприимством Авраама». Согласно Ветхому Завету, Авраам, которому было предречено стать отцом великого народа, долго не имел детей от своей жены Сарры. Тогда, возле дубравы Мамре, ему явились три мужа, и Авраам, признав Господа и воззвав к ним, как к единому целому, пригласил их в свой шатёр. Там, за трапезой, Господь обещал Аврааму, что у Сарры будет сын, что вскоре и сбылось.
При создании данной иконы Святой Троицы мастера опирались на знаменитый образ кисти преподобного Андрея Рублёва. На этом изводе, в отличие от более ранних, отсутствуют Авраам и Сарра, а также многие детали их гостеприимства — таким образом, внимание молящегося сосредотачивается на фигурах трёх ангелов, сидящих вокруг стола. Златокрылые ангелы, похожие друг на друга, но не тождественные, не изображают Святую Троицу буквально, но символизируют её. Вокруг их голов, увенчанных золотыми нимбами, вьются тороки (слухи), через которые они слышат волю Божью, а в руках каждый из них держит посох, знак силы и атрибут посланника. Ангел, сидящий между двух других и чуть выше их, представляет Бога Сына. Его одежды подобны одеждам Спасителя — пурпурный хитон с золотым клавом (символом царственности) и синий гиматий. Его фигура развернута к правому (от нас) ангелу, но лицо обращено к левому, символизирующему Бога Отца. Через розовый, как перламутр, цвет его одежд, проступает небесно-голубой цвет. Благословляющий жест его десницы указывает на стоящую в центре стола чашу с головой тельца. Этот знак Авраамова гостеприимства трактуется как предвестие крестной жертвы Агнца, а также как чаша Евхаристии. Безмолвный диалог ангелов заключает в себе благословение Отца на жертву и кроткое согласие Сына. Сидящий по другую руку от Бога Сына ангел представляет собой Святой Дух, Дух Утешитель, вторящий движениям и Отца, и Сына. Его лик, обращённый в чаше с агнцем, печален, но лазурно-зелёные цвета одеяния символизируют вечную жизнь.
Пейзаж на золотом фоне иконы также несёт символическую нагрузку — каждая из его деталей помещается строго над головой одного из трёх ангелов. Изображение Авраамова дома над головой Бога Отца символизирует Его творящую силу, создавшую мир. Мамврийский дуб над головой Спасителя — аллегория вечной жизни, Воскресения после крестной жертвы. Гора же трактуется как символ «восхищения духа», то есть духовного восхождения спасённого человечества.